Вернет ли банк деньги, если клиент сам назвал мошенникам данные карты
Деньги с карты воруют мошенники. Они и должны отвечать за содеянное. Странно ожидать, что банк, выдавший кредитку или зарплатный «пластик», возьмет на себя возмещение клиентских потерь. Такое случается, но редко. Законы России стремятся защитить обе стороны — потерпевшего и финансовую организацию. А также найти того, кто волей или неволей поспособствовал краже.
Сам виноват
Если человек добровольно, сознательно делится с третьими лицами персональными платежными данными — то не может рассчитывать на помощь и возмещение потерянного. Это логично. Закон говорит следующее: когда хозяин платежного средства нарушает порядок его использования, вся ответственность за негативные последствия ложится на него. Целиком.
Каков этот «порядок»? Открывать банковские счета вправе совершеннолетние граждане, способные принимать решения и отвечать за них. В момент соглашения стороны подписывают договор. В нем указывается, что владелец карточки обязан обеспечивать защиту ее реквизитов от третьих лиц. Делиться этой информацией нельзя ни с кем, даже с близкими.
Что происходит при атаке мошенников? Они стараются «взломать» осторожность и здравомыслие. Втираются в доверие, играют на эмоциях человека, намеренно выводят из равновесия. Жертва забывает все правила безопасности и выкладывает аферистам сведения, которые должны оставаться тайной:
- персональные данные: ФИО, паспорт, контакты (телефон, эл/почта);
- информация о карте: номер, срок действия, CVC-код;
- пароль/логин от мобильного банка, ПИН/ПУШ-коды, секретное слово.
В руках злоумышленников оказываются все рычаги управления, они имитируют обычную транзакцию и переводят чужие деньги на собственные реквизиты. Эти операции не вызывают подозрений. Доказать, что они сделаны не хозяином средств, под давлением или с применением хитроумной социальной инженерии, крайне сложно.
Кредитная организация не станет возвращать украденные деньги, если клиент допустил утечку данных о себе и карте. Сделано это в порыве эмоций, под воздействием лжи или гипноза — неважно. Дееспособные граждане должны знать о подобных опасностях и уметь их избегать. Ответственность за движение средств несет их владелец.
Когда отвечает банк
Есть ситуации, когда исчезновение денег считается виной финучреждения. Если его сотрудники допустили «слив» персональных клиентских сведений — специально или по халатности — организация обязана возместить клиенту потерянное. Если произошел компьютерный сбой, обнуливший накопления, или хакеры взломали платежную систему — аналогично. Эти форс-мажоры ложатся на банковский баланс.
Чтобы найти настоящие причины произошедшего, важно вовремя обратиться в финорганизацию. Закон ограничивает этот срок 24 часами с момента несанкционированного (т.е. не разрешенного собственником) списания. После возможность «повернуть» денежный поток теряется — операции считаются завершенными. Этот шанс может исчезнуть и раньше, если преступники переведут украденное в наличность. Но в первые сутки есть вероятность перехватить пропажу.
Что делать жертве обмана
Главное — не молчать. Искать справедливости во всех инстанциях. Начинать нужно всегда с банка, который выдал «пластик» или открыл счет. Если тут отказываются помогать и возмещать, это должно быть зафиксировано на бумаге. На поданном заявлении проставлены отметки о принятии (печать, подпись сотрудника) и решение об отказе. Последнее может быть оформлено в отдельный документ.
С этими бумагами человек имеет право обращаться в суд. «По пути» может подать жалобу в Роспотребнадзор и Центробанк. Иногда уже после этих действий финорганизация восстанавливает баланс счета, т.к. не хочет тратить время на ответы вышестоящим инстанциям. Бывает, она «выписывает» компенсацию особо ценным клиентам с хорошей репутацией.
Если кредитные и надзорные органы не помогают, остается одно — заявление в полицию. Правоохранителям изредка удается поймать финансовых преступников. Вопрос в том, удастся ли что-нибудь от них получить. Суд накажет аферистов лишением свободы, выпишет штраф. Похищенное вернется к потерпевшему, только если будет обнаружено. Или у мошенников найдется другое ценное имущество.
Поэтому владельцы банковских карт и счетов должны максимально защитить доступ к ним. Сохранять в тайне конфиденциальную информацию, не раздавать по первому требованию платежные реквизиты, коды, пароли. Нелишним будет помнить о хитростях финансовых обманщиков и уметь им противостоять.