У рассрочки есть изъяны
Рассрочка не случайно названа самым успешным финансовым инструментом 2023 года. У нее действительно замечательные условия. Покупатель забирает товар сразу, а плату вносит позже, несколькими частями. Цена не включает никакие надбавки и остается неизменной до полного расчета. Документальная часть упрощена. Кажется, что у сервиса «бери сейчас — плати потом» нет ни одного минуса.
Рассрочка похожа на льготный (бесплатный) период кредитной карты; несознательного клиента она «наказывает» чувствительным штрафом. Его размер может превышать самую смелую ставку по банковскому кредиту. Если человек не отличается обязательностью, легко пропускает дату платежа — услугу отложенной оплаты лучше не использовать.
Продавцы тоже грешат и нередко накануне запуска услуги повышают цены. Если клиент не мониторил перед покупкой предложения конкурентов — он рискует значительно переплатить. Такой же товар в соседнем магазине может стоить вдвое дешевле. Иногда выгоднее оформить потребительский кредит, чем «пилить» на части цену, в которую заложены все мыслимые риски.
В конце 2022 года Центробанк озадачился защитой прав потребителей стремительно растущего сервиса. Рассрочка нужна, т.к. отвечает запросу клиента в отложенном расчете. Торговые сети стараются обезопасить себя от убытков: просрочек, долгов. Но и покупатель должен быть защищен от больших цен и жестоких штрафных санкций.
Рассрочка завоевывает мир с высокой скоростью — охваты сервиса прибавляют до 40 процентов ежегодно. В России эта услуга появилась недавно и только начала раскрывать свой потенциал. Тем важнее законодательные рамки. Нужно ограничить произвол продавца и обеспечить покупателя полной информацией обо всех условиях, штрафах, ограничениях — явных и скрытых.