Основные причины закредитованности россиян
Россияне погнались за модой, навязанной рекламой, за новыми айфонами и распиаренными брендами. Этот шаг вызвал тревогу у экономистов, поскольку уровень закредитованности значительно повысился. Также существенный вклад сделали банки, которые несколько лет призывали граждан жить в кредит.
В результате — многие стали пользоваться девизом: «Не хуже, чем у Лепешкиных!» — т. е. все соперничают с кем — то: с коллегами, соседями, артистами и звездами ТВ. Рекламные кампании финансовых учреждений смогли сильней раскрутить потребительскую спираль. Они породили в гражданах эйфорию.
Если верить статистике ЦБ, то на сентябрь 2023 года суммарный кредитный портфель юридических и физических лиц достиг отметки в 101,2 триллиона рублей. Но большую тревогу вызывает факт того, что займы берутся в основном для погашения действующих обязательств.
Новые ссуды оформляют не для покрытия текущих жизненных потребностей, а для обслуживания имеющихся долгов. При этом новый договор заключают на еще более жестких условиях, чем предыдущий. А значит, рано или поздно наступит предел финансовых возможностей заемщика.
«Подливали масла в огонь» микрофинансовые организации, которые выдавали и выдают населению микрозаймы под «бешеные проценты», не обращая внимание на положение заявителей.
Не менее интересная практика сложилась у пользователей кредиток. Заемщик, как правило, оформляет на свое имя несколько карт в разных компаниях. Когда грейс период у одной заканчивается, задолженность закрывают, используя новую. Эта схема открывает почти бесплатный доступ к крупной сумме, которую можно тратить до определенного времени.
Единственное, о чем стоит помнить, если условия по какой-либо кредитке будут ужесточены, это приведет к «схлопыванию» схемы. Долг очень быстро увеличится в размерах и поставит семью в очень плохое положение.