Как сборщиков долгов поставить на место
Никто не застрахован от просрочек и накопления долгов. Каким бы сознательным и аккуратным не был плательщик — в жизни, увы, случаются события, ведущие к финансовым трудностям. Трехмесячную задолженность банки уже передают коллекторам. Общаться с ними не просто, но избежать контакта вряд ли удастся. Чтобы сохранять спокойствие и самообладание, надо знать свои права и полномочия «собирателей неоплаченных займов».
В рамках дозволенного
Взаимодействие с должником регулирует федеральный закон 230-ФЗ, принятый в 2016 году. Заимодатели, подключая к программе взыскания коллекторское агентство, обязаны сообщить об этом заемщику. Акт передачи называется «уступкой прав требования» и происходит единожды. О нем полагается извещать задолжавшего в течение месяца. Если такого уведомления не было — можете игнорировать любые попытки агента пообщаться.
Правовые нормы строго ограничивают формы и сроки контактов:
- звонки не могут беспокоить вас чаще одного раза в сутки, двух — в неделю, восьми — в месяц. Звонящий обязан представиться, назвать свою компанию и кредитора, чьи претензии он озвучивает;
- текстовые, голосовые сообщения и СМС — не более двух в день, четырех в неделю, 16-ти в месяц. В них обязательно включается имя отправителя, заимодавца и контактные данные для ответа;
- время «обработки» исключает ночные часы, когда абонент отдыхает и не способен адекватно осмыслить требования. Агенты вправе звонить и писать с 8 до 22 в будни и с 9 до 20 в выходные и праздничные дни;
- допускается одна личная встреча в неделю. Это не происходит внезапно и случайно. Время и место контакта заранее оговаривается.
Вопросы родственникам
Страшные истории о том, как коллекторы мучают супругов, коллег и знакомых должника, иллюстрируют противозаконные действия. У всех людей, окружающих заемщика, есть права, которые никак не должны нарушаться. Согласие на общение с близкими людьми дается в момент оформления займа. Его можно отозвать.
Для этого заявление, подписанное нотариусом, надо отправить в кредитную организацию заказным письмом. Гарантия вручения подтверждается уведомлением или распиской полномочного представителя. Родственники и знакомые вправе в любой момент по своему желанию прерывать диалог с представителем агентства. У них нет обязанности оказывать содействие, отвечать на вопросы.
Недопустимое давление
Сказать, что перегибов не бывает, а специалисты по долгам всегда вежливы и тактичны, нельзя. Их задача — добиться возврата заемных средств. Мягкость и дружелюбие неуместны в работе с неплательщиками. Агенты обязаны быть строгими и категоричными. Но при этом не нарушать личные границы граждан.
Нормы допустимого перечислены в статье 6 230-ФЗ. Коллекторам запрещается:
- действовать анонимно, не называть имени, не оставлять данных для обратной связи;
- представляться служащими госструктур и органов правопорядка;
- оказывать психологическое давление: кричать, унижать, давить, угрожать;
- искажать информацию о кредите: его размере, сроках погашения. Возвратная сумма может измениться в процессе переговоров, но это должно подкрепляться письменной договоренностью;
- делиться информацией о задолженности с третьими лицами, распространять ее в соцсетях;
- применять физическую силу, причинять телесный вред или обещать это в будущем;
- портить и уничтожать имущество должника.
За нарушение этих пунктов коллекторские компании и их работники несут административную ответственность и могут быть наказаны штрафом до 2 миллионов рублей. Легальные организации, занимающиеся проблемными займами, стараются придерживаться этих правил. Вышибалам без документов закон не писан. Таких помощников нанимают кредиторы без лицензии и нелегальные МФО.
Есть особые категории граждан, защищенные государством от кредитных притязаний. С них нельзя требовать возврата занятых сумм. Временный «оберег» от навязчивых звонков, сообщений и встреч получают лица, проходящие лечение в стационарах; постоянный — инвалиды 1 группы, недееспособные и приравненные к ним. Также нет смысла вести беседы и ожидать денежного возмещения от несовершеннолетнего.
Безопасное общение
Закон разрешает прекратить коммуникацию с агентами по сбору долгов через 4 месяца после первой просрочки. Надо написать заявление, нотариально заверить и переслать письмом с уведомлением или вручить лично в руки под расписку. Если документ составлен неверно — учреждение в течение 10 дней вышлет отправителю разъяснения, как это сделать правильно.
В случае банкротства заемщика коллекторские оповещения и звонки исчезают автоматически. Это происходит, когда суд, рассмотрев первичные материалы, берет дело в производство. Должник переходит под опеку финуправляющего; в открытых источниках появляется информация о начатой процедуре. С вероятностью 95% обязательства будут списаны, поэтому коллекторы самоустраняются.
Куда жаловаться
На легальных заимодателей, имеющих лицензию и право заниматься кредитной деятельностью — МФО, банки и КПК (кредитно-потребительские кооперативы) управа находится в Центробанке РФ. Изучить реестр официальных кредиторов и отправить претензию можно онлайн на сайте cbr.ru
Коллекторские организации также подлежат обязательной регистрации на сайте www.fssprus.ru Их контролирует ФССП — служба судебных приставов. С жалобами и претензиями нужно обращаться к ним и в Роспотребнадзор. Профессиональное объединение специалистов по работе с задолженностью — НАПКА — также выполняет надзорные и контролирующие функции.
На тех, кто не имеет официального статуса — это касается и заимодателей, и служб взыскания — остается писать заявление в правоохранительные органы. По сути, эти компании работают «подпольно»: нарушают закон, не соблюдают государственные нормы, не платят налоги — т.е. являются преступниками. А в отношении граждан — мошенниками. С этим несознательным контингентом должна работать полиция.