Откуда берутся мошеннические кредиты и что с ними делать
Финансовое мошенничество в России процветает, несмотря на повсеместные рассказы, как аферистам удается добраться до денег граждан. Преступники постоянно ищут новые способы войти в доверие, и их усердие окупается — в 2023 году 15,8 млрд рублей покинули счета россиян. Разумеется, против воли владельцев. Что помогает обманщиками добиваться своих целей?
Утечка персональных данных
«Слив» личной информации происходит по техническим причинам — например, при взломе банковского сервера или сайта онлайн-магазина. А также несоблюдении правил безопасности самими пользователями Сети. Очень уязвимы сканы документов, личные фото с паспортом в руках. Не стоит пересылать такое селфи непроверенному адресату, а после хранить в эл/почте.
Перед отправкой обработайте фотографию в графическом редакторе, измените разрешение и цвет. Добавьте надпись «копия для сервиса аренды жилья». При покупках в интернете не забывайте про осторожность, в личных кабинетах торговых площадок оставляйте минимум персональных сведений. Не надо делиться данными платежных карт.
Психологические приемы
Мошенники отлично знают все людские страхи, связанные с деньгами. Поэтому легко давят на нужные «педальки». Заранее запасаются информацией: узнают ФИО, возраст, место работы, уточняют наличие счетов. А после представляются сотрудниками полиции, ФСБ, службы безопасности и сообщают об «угрозе» — краже или атаке взломщиков.
Жертва должна немедленно совершить действие — назвать пароль, перевести средства, взять кредит. Спешка — главный маркер обмана. Поэтому первый прием «дезактивации» аферы — требование разъяснений и времени на обдумывание. Если разговор кажется подозрительным и заставляет нервничать, применяйте способ номер два — кладите трубку. А звонок в банк по горячей линии рассеивает как дым любую мошенническую схему.
В апреле 2024 года пенсионерка из Москвы попалась на двойной обман и рассталась с 11 миллионами рублей. Мошенники убедили женщину получить займ на 300 тысяч, а после продать свою квартиру. Все средства ушли на «безопасные» счета обманщиков. Они цепко держали свою жертву: постоянно звонили, нагнетали панику, не давали осмыслить ситуацию.
Взлом ЛК в онлайн-банке
Преступники используют фишинговые ссылки, помогающие установить удаленный доступ. После этого им открываются двери во все установленные на телефон приложения, в т.ч. банковские. Если для входа требуется пароль или код из СМС, их стараются выманить у человека обманным путем. Храните как большой секрет содержание входящих сообщений и ни с кем им не делитесь.
Оказавшись внутри мобильного устройства, злоумышленники могут от имени владельца подать заявку на кредит, подтвердить ее копиями документов (например, из облачных хранилищ), получить деньги и благополучно их вывести. Чтобы этот план не сработал, не переходите по ссылкам из СМС. Перепроверяйте звонки из «банка», установите защиту от спама, не отвечайте незнакомым абонентам.