Новая уловка покупателей с кешбэком
Сегодня люди не ограничены в выборе банков; у каждого в кошельке минимум 2-3 «дебетовки» с разными категориями кэшбэка. По ним практически за любую покупку можно получить в подарок 2-5% от стоимости. Стараясь привлечь клиентов, кредитные организации часто предлагают мегаскидки до 25-30% на отдельные товары. Но находятся «фокусники», которые умудряются забрать эти проценты, не потратив из своих ни одного рубля.
Как такое возможно? Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИП) обратилась в Банк России с просьбой изменить правовые нормы, регулирующие возвратные операции. Дело в том, что среди покупателей распространилась обманная схема, позволяющая обналичивать обещанную им выгоду. Маркетплейсы, продавцы и банкиры от таких действий несут значительные убытки.
Происходит следующее: человек совершает онлайн-покупку и рассчитывается картой (часто — кредитной), по которой именно в этой категории предусмотрена денежная «компенсация». Спустя два-три дня купивший оформляет отказ. Это право ему гарантирует закон о защите прав потребителей. Большинство вещей можно вернуть в течение 14 дней при условии неиспользования и сохранения товарного вида.
Хитрость в том, что возврат производится не на ту карту, по которой уже начислен кэшбэк. Деньги приходят на другой «пластик». Банк, заключивший договор с торговой площадкой, не знает о том, что оплата аннулирована. Смысл заманчивой скидки теряется. Но не для потребителя — он как раз получает доход «из воздуха».
Эксперты АКИП потребовали изменений в законе «О возврате средств за товар, ранее оплаченный с использованием пластиковой карты». Положения документа трактуются слишком широко и разрешают при отмене операции вернуть деньги на карточку, выбранную клиентом. Такая свобода объясняется тем, что платежное средство может быть утеряно или заменено в плановом порядке.
Участники рынка E-commerce, не дожидаясь ответных действий регулятора, внедряют собственные меры защиты от «скидочных афер»:
- устанавливают свои платежные системы, собирающие информацию обо всех транзакциях пользователя. Теперь маркетплейс «видит» оплату, поступление кэшбэка, возврат и может аннулировать уже предоставленную льготу;
- увеличивают срок начисления вознаграждения. Для электронных покупок срок отказа составляет 7 дней. Если продавец начислит скидку через 10 — обманщик не сможет «провернуть» мошенническую схему. Он либо останется владельцем товара, либо вернет его в магазин вместе с неполученной денежной привилегией.
В условиях конкуренции за покупателя и клиента потребитель чувствует себя очень комфортно. Получает десятки выгодных предложений, может выбирать, где кредитоваться и у кого покупать. В такой среде сами собой зарождаются иллюзии о бесплатных займах, огромных скидках и дармовом кэшбэке, который можно «добыть» абсолютно бесплатно. Но торговые и финансовые организации умеют заботиться о своей прибыли. Они не станут раздавать деньги даром.