Почему не стоит брать рассрочку на маркетплейсах
Сервисы дробного расчета — сплиты, оплата частями или долями — внешне кажутся настоящим подарком покупателю. Цена разделена на несколько комфортных платежей, никаких комиссий, нередко отложен даже первый взнос. Оплатил четверть или 1/5 часть — товар уже в пути. Сплошные честность и доверие. Что на самом деле скрывается за красивой вывеской рассрочки?
Для понимания действительных выгод надо выяснить, кто финансирует это мероприятие. Маркетплейсы не станут брать на себя риски просрочек и неуплат. Они договариваются с кредитными организациями — банками и МФО. Чаще это небольшие компании, раздающие деньги в долг по высоким ставкам. Магазины делятся с ними частью прибыли, не сообщая об этом своим клиентам.
Большинство покупателей считают рассрочку беспроцентной акцией. Зачем развеивать этот миф? Люди не очень торопятся узнать, что включает в себя цена, какие партнерские комиссии. Главное, чтобы она была на уровне рынка и не менялась за время расчета. А если продавец говорит о скидке да предлагает отсрочку на неделю или месяц — это же просто чудесно!
Но все надбавки и проценты умело «упакованы» в стоимость товара. Их не видно, пока клиент соблюдает договоренности. Стоит однажды просрочить взнос — подключаются жесткие санкции микрокредиторов. Небольшие (по сравнению с банками) объемы заимствований эти компании компенсируют огромными штрафами. Итоговая цена покупки может увеличиться в разы.
Есть еще один скрытый минус для любителей оплаты долями — ухудшение кредитной истории. Часто рассрочка отражается в ней как микрозайм. А такой «продукт» не добавляет баллов к рейтингу заемщика. Наоборот, портит платежную репутацию, снижает шансы на одобрение будущих заявок. Даже если все взносы уплачены вовремя и в полном объеме.
Крупные заимодатели оценивают обращение в МФО как признак финансовой неустойчивости и легкомыслия. Человек не может заранее запланировать покупку, поддается «детским» эмоциям, желая получить вещь немедленно. И ленится посчитать, сколько переплатит кредитору. Банки уверены: ответственный заемщик так себя не ведет.
Шопинг на Озон или Вайлдберриз безопасен при полной единовременной оплате. Подвох таится в сервисах отложенного расчета. Решив «растянуть» внесение средств (ведь общая сумма не меняется!) покупатель рискует своим кредитным рейтингом. В истории заемных операций может появиться запись: «ООО МКК Озон Кредит — открытая линия с лимитом задолженности».
Такие сведения, даже при идеальной платежной дисциплине, могут стать препятствием для получения крупного займа: ипотеки или автокредита. На восстановление рейтинга потребуется немало времени. Чтобы избежать подобных ситуаций, стоит при оформлении рассрочки интересоваться, какая организация ее финансирует. И не выбирать отложенные платежи, когда есть возможность внести всю сумму сразу.