Помогает ли кешбэк зарабатывать и экономить
Сегодня cashback — обязательная опция дебетовых и даже кредитных карт. Банки готовы возвращать проценты за покупки, предлагают 8-10 категорий на выбор. Продукты, топливо, развлечения, кино, фастфуд… 5, 15, 25% потраченных средств приходят на счет баллами или чистыми деньгами. Приятно? Еще как! Но кто и зачем устраивает такой праздник щедрости?
На первый взгляд, это исполнение мечты потребителя. Покупать со скидками всегда интереснее. 15-25% могут заставить пересмотреть планы, взять вещь немедленно. Ведь это же удача! Да даже 10% от цены, например, холодильника, компьютера, авиабилетов — это приличная сумма. 5-10 тысяч — весомый аргумент против любых сомнений.
Человек уверен, что экономит. Берет с выгодой, дешевле рынка. Приятные эмоции от таких приобретений закрепляют лояльное отношение к банку, его продуктам. Теперь клиент помнит о программе скидок, чаще заглядывает в мобильное приложение, отслеживает интересные акции. Так кредитные организации управляют потребительским вниманием. Тонко, незаметно.
Но в чем обман? А его нет, все чисто. Просто за кулисами маркетинга банки заключают с магазинами взаимовыгодные сделки. Продавцы не теряют ничего: проценты скидок им компенсирует поток готовых к покупкам клиентов. Да и торговая наценка, она такая… В нее сразу закладываются затраты на продвижение, будущие уступки.
Финансисты тоже не внакладе: получают активную, вовлеченную в поиск выгоды аудиторию. Люди онлайн, на связи, с интересом изучают витрину предложений. Не пропустят и банковские услуги: кредиты, карты, брокерское, премиальное обслуживание. Клиентская база подготовлена, индекс доверия зашкаливает.
Не в проигрыше и потребитель. Он реально экономит, тратит меньше. Бонусные программы по 3-5 карточкам могут охватить почти все повседневные покупки. За месяц накапливается несколько сотен, а то и тысяч рублей. Здесь есть тонкий психологический момент: бонусы «капают» на карту в определенный день, одной суммой, почти как зарплата. А весь месяц на растущих цифрах вознаграждения держится фокус внимания.
Остается напомнить про здравомыслие. Возврат части цены ценен, но не настолько, чтобы становиться его фанатом. Держать в голове списки категорий; расстраиваться, если рассчитался не той карточкой… Время гораздо дороже. Банкирам об этом прекрасно известно. За это и платят. Ведь просмотр спектакля «Кэшбэк на все» отнимает немало наших покупательских минут.